Ребят, если вы читали уже этот материал, то молодцы.
Но, если нет, то позвольте мне не скрывать радость от находки, потому что я почти буквально писаюсь кипятком от прочитанного!
Если бы такой подход и расклад был по каждому альбому, а?! Блеск.
Читать всем.
Робби Уильямс: тщательная осторожность
Трудно представить себе таких разных по характеру людей, как вокалист Робби Уильямс и его соавтор, продюсер и звукорежиссёр Стефен Даффи. Даффи рассказывает о сочинении и записи альбома Уильямса “Intensive Care” (2005г).
Стефен Даффи (Stephen Duffy, на фото) и Робби Уильямс (Robbie Williams) совершенно разные по характеру люди. Замкнутый интроверт Даффи – полная противоположность общительному живчику Уильямсу.
Даффи считался самым большим неудачником среди музыкантов: основав группу Duran Duran, он ушёл из неё незадолго до того, как коллектив добился успеха. Затем он создал группу Tin Tin, она не имела большого успеха, а его следующая группа, Lilac Time, сменила несколько лейблов и добилась небольшого успеха после ухода из неё Даффи. Потом был проект Me Me Me, в нём участвовали музыканты из Blur и Elastica, был выпущен лишь один сингл. В дуэте с клавишником Duran Duran Ником Родесом (Nick Rhodes) Даффи в 2002 году записал ранние неизданные песни Duran Duran, эта работа вновь осталась незамеченной публикой и критиками.
Робби Уильямс пел в бойз-бэнде Take That, но в середине 1990-х он начал сольную карьеру. В соавторстве с Гаем Чемберсом (Guy Chambers) Уильямс создал пять удачных альбомов и огромное число хитовых песен. Однако пресса стала умалять роль Уильямса как полноценного автора, приписывая все заслуги Чемберсу. Уильямс обиделся и в 2002 расстался с Чемберсом.
Уильямс начал искать себе новых соавторов, а Даффи, выпустив несколько сольных альбомов, стремился найти новые пути в музыкальной индустрии – в том числе и в качестве продюсера-звукорежиссёра. Даффи в это время был хозяином маленькой студии AIR в Линдхёрсте. В ней были Pro Tools Digi 001, компьютер «Макинтош» G4 с редактором Logic, пульт Yamaha-02R. С Уильямсом он уже был немного знаком ранее – когда-то они встретились на телестудии Би-Би-Си. Уильямс приехал в студию к Даффи и предложил ему поработать вместе.
Они сочинили и записали песню “Radio”, которая стала хитом (№1 в Великобритании) и вошла в выпускавшийся как раз в этот момент сборник Уильямса “Greatest Hits”. Следующая совместная песня, “Misunderstood”, тоже стала хитом. Эти успехи вдохновили Даффи и Уильямса на создание полноценного альбома, получившего название “Intensive Care” («тщательная осторожность»).
Подготовка альбома началась в июне 2003 года. Песни ещё предстояло сочинить – у Уильямса не было ни одной заготовки.
Даффи: «Когда мы впервые начали сочинять вместе, то садились вдвоём с акустическими гитарами, это обычный способ работы. Но Роб сказал: “Давай по-другому. Давай работать так, как никто из нас раньше не работал, попробуем что-то новое”. Поэтому большинство материала мы делали на электронной аппаратуре. Мы могли начать, говоря «давай попробуем что-то в духе…», и мы пробовали темп или ритм, я программировал в Logic простенький паттерн ритм-машины, мы хватали каждый по инструменту, и импровизировали. Я немного играл на гитаре или на клавишных, он обычно играл на клавишных, и мы делали риффы. Мы с Ником Родесом часто так работали во время нашего проекта Devils, это для меня плодотворно. Это не было сочинение песен в обычном смысле – это были эксперименты, искусство. “Radio” тому пример. Роб раньше никогда не играл на синтезаторах, мы запускали ритм-машину и играли на разных тембрах (Clavia)Nord или Korg. Потом мы соединяли получившиеся мелодии, и он что-то пел поверх этого. Думаю, Роб оценил то, что мы всё время меняли инструменты. Он раньше никогда не играл на этих инструментах, поэтому очень увлёкся такими экспериментами. Он рассматривает каждую инструментальную партию как соло – всё, что он играет становится хитом. У него всегда есть вдохновение. Это такой уровень вдохновения, к которому стремятся все люди, но это всегда при нём, и это удивительно».
Даффи говорит, что Робби Уильямс – это «…хит-машина. Он сочиняет запоминающиеся припевы один за другим. Вы просто сидите с открытым ртом, удивляясь этому – все они одинаково хороши. Это удивительно, вы не знаете, когда прекратится это его извержение. Поэтому часть моей продюсерской работы – фиксировать всё это и проверять, чтобы ничего не пропало».
На конец 2004 года был запланирован выпуск альбома Уильямса “Greatest Hits”, и до выхода следующей студийной работы имелся достаточный промежуток времени, почти два года. Несмотря на такой запас времени, работа в студии Даффи двигалась очень продуктивно, почти ежедневно, с утра до 3-4 часов дня. Но день на день не приходится: иногда за один день могло родиться несколько удачных идей, иногда день проходил впустую. В тот момент творческие порывы были ограничены оборудованием студии AIR – парой гитар, двумя-тремя синтезаторами, среди которых Clavia Nord Lead, программой Logic с плагинами Spectrasonic, Stylus, Trilogy, Atmosphere, Reaktor, виртуальными Moog Modular и Меллотрон. Студия была совсем крошечная, для большого количества оборудования просто не было места. Даффи и Уильямсу помогал ассистент Энди Стрэйндж (Andy Strange), который записывал в том числе и черновой вокал Уильямса.
Первый месяц работы был очень плодотворным.
Даффи: «“Sin Sin Sin” – это первая песня, которую мы сочинили, и она родилась из бочки на каждую четверть и басовой партии восьмыми нотами поверх неё. Он сразу сочинил текст и мелодию первого куплета. Это было невероятно. Вторую часть мы делали в саунде программы Reason, и потом я добавил Roland-XV5080 и звук SH-101, а Prophet-5 дал более зернистую текстуру. Мы меняли темп песни много раз, и звук Reason стал странным и необычным, но это тоже часть песни».
КЛИП: http://www.youtube.com/watch?v=DEsPzAjiUmE
Затем все трое перебрались в дом Уильямса в Лос-Анжелесе. Все синтезаторы Стефена Даффи отправили из Англии в Америку на корабле. С августа 2003 по март 2004 работа продолжалась таким же способом в домашней студии Робби Уильямса.
Даффи вспоминает, что Уильямс начал делать свою домашнюю студию давно, но в комплектации её оборудованием не было никакой системы. Вдобавок Даффи привёз свои «железки», и оборудование стало совершенно разнокалиберным. В студии были 48-канальная система Pro Tools, скоммутированная с «макинтош» G4 и с конвертером Prism AD8, пульт Yamaha-02R96, приборы Apogee-PSX-100, Lexicon-960, Eventide-H3000, компрессор Teletronix-LA2A, микрофон AKG-C12 с преампом Neve-1073, ещё один компьютер G4 с Logic и интерфейсом RME. В конце концов, от Pro Tools полностью отказались, и весь проект записывали в Logic. У Уильямса были собственные синтезаторы Roland-JV5080 и Yamaha Motif, стоявший в заводской упаковке (до приезда Даффи его ни разу не включали).
Вдобавок ко всему этому оборудованию Уильямс и Даффи купили в Лос-Анжелесе старые клавишные инструменты: синтезаторы Juno-60 и Prophet-5, электропиано Wurlitzer, Mellotron и ритм-бокс Linn Drum. На аукционе ebay.com Даффи для себя приобрёл синтезатор ARP String Ensemble – его звук нравился ему по альбомам группы Roxy Music. Робби Уильямс в то время увлекался синтезаторным саундом групп New Order и Human League середины 1980-х.
На фото: инструменты СХ3 и Korg Triton, на которых Даффи затем играл в концертном туре Робби Уильямса.
Даффи: «Звук этих старых машин вдохновляет на иной подход к музыке, отличный от плагинов. Плагины только притворяются старыми синтезаторами, и они легко узнаваемые в последние годы. Мы решили напрячься, но сделать свой уникальный саунд. Но это только кажется лёгким. Мы не были довольны компьютерными программами, в отличие от старомодных больших регуляторов, которые можно крутить. Ну, мы постепенно отошли от (виртуальных синтезаторов)Logic, наши синтезаторы были действительно аналоговыми. Мы сами удивились, насколько все старые синтезаторы разнохарактерные. Я уже успел забыть это. Хотя достоинство плагинов в том, что они держат настройку».
В марте 2004 года команда вернулась в Англию. Уильямс когда-то раньше сперва арендовал, а затем выкупил старинный особняк Whithurst Hall. В нём он создал студию Rockband East.
Даффи: «В марте 2004 года мы прилетели в студию Роба в этот замок, где были до мая. Я уже не помню, зачем, но у нас был шанс почувствовать себя Led Zeppelin и записываться в большой комнате замка. К несчастью, это была одна из тех английских вёсен, когда дождь льёт три месяца без перерыва».
Погода заставила вновь уехать в Лос–Анжелес, где запись альбома продолжалась всё лето. Осенью Уильямс взял паузу для участия в рекламе своего сборника “Greatest Hits”. Работа над альбомом продолжилась в январе 2005 в лос-анджелесской студии Henson Studious. В этот период – до мая 2005 – досочинили последние две песни “Advertising Space” (она не вошла в альбом) и “Make Me Pure”, в Pro Tools записывали основной вокал и гитары и выполняли сведение. Последние две песни Уильямс и Даффи сочиняли традиционным способом, сидя с гитарами возле диктофона.
Даффи: «Мы в марте 2005 года перебрались в Henson Studious, потому что хотели добавить песням больше «жизни», поэтому там записали много наложений. К концу проект стал слишком экспериментальным с электронной основой, и мы хотели повернуть его к более традиционному звучанию. Так как мы работали над альбомом очень долго, то прошли через разные этапы, и песни сильно изменились. Если бы это издавалось годом ранее, то все звучало бы как “Radio”. Но я думаю, что по-другому было бы лучше, потому что ничто не сравнится с настоящей ударной установкой, записанной в студии, у ней мощная энергетика. Я был рад, когда мы отошли от электроники. Так же, если бы всё было как “Radio”, то труднее было бы исполнять эти песни на сцене».
На фото: для записи электрогитары Даффи обычно использует инструмент Gretch и комбик Vox.
Но и это было ещё не всё. Партии клавишных дописывали в лондонской студии Townhouse, а струнные и хор – в студии NRG в Голливуде.
Даффи говорит, что в записи альбома не использовали аналоговые магнитофоны: в нынешнее время господства формата mp3 он не видит смысла записываться на плёнку, даже для достижения саунда 1980-х. Удобство редактирования «в цифре», по его мнению, перевешивает далеко неочевидную аналоговую теплоту звука. Он удивляется тому, что после двух лет электронных экспериментов всё закончилось парой месяцев работы традиционным образом: круг замкнулся, соавторы прошли через эксперименты с клавишными и вернулись к гитарам и живым барабанам.
Сведение альбома выполнил Боб Клирмаунтин (Bob Clearmountain), на это ушло полторы недели.
Альбом “Intensive Care” вышел 24 октября 2005 года. В США он расходился очень плохо, но поднялся на первую строчку хит-парадов Великобритании, Швеции, Швейцарии, Испании, Голландии, Португалии, Ирландии, Франции, Германии, Бельгии, Италии, Австрии, Австралии и Аргентины.
Клип: http://www.youtube.com/watch?v=y4qPEiRkLIY
Успех и миллионные тиражи альбома стали полной неожиданностью для Даффи, пребывавшего ранее на обочине музыкальной индустрии.
Даффи: «Когда я был подростком, то мечтал быть на вершине, играть на стадионах и быть №1 в хит-парадах, но я давно забыл об этих желаниях. Я рад тому, что есть сейчас, я твёрдо стою на земле. Как исполнитель в собственных проектах я достиг того, к чему стремился, я могу работать с Робом без амбиций, без желания ставить свою подпись на всём подряд. Мне интересно смотреть на то, что я делал в прошлом, на работу с электроникой, с роком и фолком, на промо-ролики для Virgin и пару своих хитов в 1980-х – это подготовило меня к работе с Робом. Мне пригодилось всё, чему я научился раньше».
ИСТОЧНИК: http://thesound.ru/robbie-williams/